"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Доклад «О результатах правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за I квартал 2017 г.» врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республики Башкортостан А.С. Жеребцова (13.04.2017 г.)


21.04.2017

Уважаемые участники мероприятия!

В целях реализации Плана мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 01.04.2016 г. №559-р, Приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденной Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 декабря 2016 г. №12), Приоритетного проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований», Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 30.01.2017 г. №42 «О проведении акции «Дни открытых дверей для предпринимателей» сегодня проводятся публичные обсуждения обзора правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за I квартал 2017 г.

Целью проекта комплексной профилактики нарушений обязательных требований является переориентация контрольно-надзорной деятельности государства, в том числе Роспотребнадзора, исключительно задач выявления нарушения обязательных требований, их пресечения и наказания виновных лиц на предупреждение нарушений обязательных требований со стороны субъектов предпринимательства путем анализа правоприменительной практики, в т.ч. результатов проведения контрольно-надзорных мероприятий, доведения до подконтрольных субъектов наиболее типичных и часто выявляемых нарушений обязательных требований, выдаче рекомендаций по проведению необходимых организационных, технических и иных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности.

Информирую Вас, что должностными лицами управления в I квартале 2017 г. с ЮЛ и ИП проведено более 840 различных мероприятий общего и индивидуального характера по вопросам соблюдения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства по защите прав потребителей и обязательных требований технических регламентов Таможенного союз, соблюдение которых проверяется при проведении плановых и внеплановых проверок.

В I квартале 2017 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проведено 1360 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:

•        проверок в рамках Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» – 1182 (86,9%);

• 54 проверки, осуществляемых органами прокуратуры, к проведению которых привлекались должностные лица Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (3,9%);

• 1 проверка в отношении ОМСУ в рамках Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (0,1%);

•        64 административных расследования (4,7%);

•        12 расследований причин возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (0,9%);

•        19 расследований случаев выявления профессиональных заболеваний (1,4%);

•        28 проверок по устранению обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (АПД) при поступлении соответствующих запросов судьей или истечения срока АПД (2,1%).

В рамках Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в I квартале 2017 г. проведено 1182 проверки, в том числе плановых – 406 (34,3%), внеплановых – 776 (65,7%).

Количество проверок по сравнению с I кварталом 2016 г. (1170) осталось на прежнем уровне.

Основаниями для проведения внеплановых проверок, проведенных в рамках Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ, являлись:

•        контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проведённой ранее проверки, – 225 (29%%);

•        информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан – 53 (6,8%);

•        обращения потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) – 68 (8,8%);

•        приказы (распоряжения) руководителя Роспотребнадзора, изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации – 430 (55,4%).

После вступления в силу 01.01.2017 г. изменений в основания для проведения внеплановых проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей должностными лицами органов государственного контроля (надзора) доля внеплановых проверок, проведенных по обращениям потребителей, сократилась в 4 раза.

Направлено прокурорам 30 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых согласовано – 28 (93,3%), отказано в согласовании – 2 (6,7%).

Проверена деятельность 1121 юридического лица, индивидуального предпринимателя, из них 922 (82,2%) осуществляли деятельность с нарушением обязательных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защиты прав потребителей.

У 108 (9,6%) проверенных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Удельный вес проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, составил 79,7% (942 проверки), в том числе нарушения выявлены по результатам 405 проведенных плановых проверок – 99,8% из общего количества плановых проверок. По результатам 537 (69,2%) из 776 проведённых внеплановых проверок также выявлены различные правонарушения.

По результатам проверок выявлено 9380 правонарушений. Среднее количество правонарушений на одну проверку с выявленными нарушениями составило 9,9. По 942 проверкам по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (100%).

Количество проверок, проведенных с привлечением экспертной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» и его филиалов, составило 816 или 69 % от общего количества проверок.

Забраковано 338 партии продовольственного сырья и пищевых продуктов общим весом 4196 кг. Изъято из оборота 646 единиц некачественных непродовольственных товаров на сумму 762 81 руб.

При осуществлении планового надзора за соблюдением обязательных требований обеспечивается соблюдение прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе субъектов малого предпринимательства, в части принятия решения о не проведении плановых проверок по законным основаниям.

Так, в I квартале 2017 г. не проведено 3 плановые проверки, предусмотренных планом, в том числе:

в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации – 2;

в связи с приобретением статуса субъекта малого предпринимательства – 1.

Внесено 6 изменений в план проверок в части сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, реорганизацией юридического лица, на основании постановления Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. №489.

По результатам проведенных мероприятий по надзору (контролю) должностными лицами управления составлено 2564 протокола об административном правонарушении (I квартал 2016 г. – 2291 протокол, рост на 10,6%).

В отношении субъектов предпринимательской деятельности возбуждено и проведено 64 административных расследования по поступившей в Управление информации, содержащей факты, указывающие на наличие состава и события административного правонарушения. Из них 50 (81,2%) административных расследований завершены составлением протокола об административном правонарушении, 9 из которых направлены в судебные органы для назначения более строгого административного наказания в виде административного приостановления деятельности. По 14 административным расследованиям должностными лицами Управления вынесены постановления о прекращении производства по делу.

В структуре дел об административных правонарушениях 1377 протоколов составлено за правонарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что составляет 53,7% от общего числа составленных протоколов, в сфере защиты прав потребителей и предпринимательской деятельности – 1187 протоколов (46,3%).

Количество протоколов, составленных в отношении субъектов предпринимательской деятельности, увеличилось на 200 протоколов, а в отношении юридических лиц увеличилось на 70 протоколов. При выявлении по результатам проведенных мероприятий по надзору (контролю) нарушений обязательных требований законодательства в отношении индивидуальных предпринимателей составлено 459 протоколов (17,9%), а в отношении юридических лиц – 569 протоколов (22,2%).

В I квартале 2016 г. в отношении индивидуальных предпринимателей было составлено 259 протоколов (11,3%), а в отношении юридических лиц – 499 (21,8%).

Роспотребнадзор уполномочен возбуждать дела по 96 составам административных правонарушений, из них по 56 составам должностные лица Роспотребнадзора вправе самостоятельно назначать административные наказания.

По результатам правоприменительной практики особенной части КоАП РФ в I квартале 2017 года должностными лицами Управления было применено 54 состава административных правонарушений из 96 или 56,3% (I квартал 2016 г. – 50 составов из 96 или 52,1%).

Наибольшее количество возбужденных дел по статьям КоАП РФ:


Составы

Составлено протоколов по Управлению Роспотребнадзора по РБ, всего

Количество

В процентном соотношении от общего количества составленных протоколов, %

6.3

2564

390

15,2

6.4

373

14,5

6.6

235

9,2

6.7 ч.1

283

11,0

14.5 ч.1

136

5,3

14.8 ч.1

141

5,5

14.15

153

5,9

14.43 ч.1

153

5,9

14.43 ч.2

113

4,4


Вынесено 1663 постановления о наложении административного штрафа. Сумма наложенных штрафов составила 7 609 770 рублей, размер одного административного штрафа в среднем составляет 4575 рублей. Для сравнения, за I квартал 2016 года было наложено 1896 штрафов на сумму 9 236 950 рублей, средний штраф – 4871 рублей.

Таким образом, уполномоченными должностными лицами управления в отношении субъектов предпринимательской деятельности по сравнению с I кварталом 2016 года наложено административных штрафов меньше на 12,3 %, а размер одного штрафа снизился на 6%.

При этом такая мера административного наказания как предупреждение применялась должностными лицами 516 раз (I квартал 2016 года – 154 предупреждения, отмечается рост в 3,4 раза).

Таким образом, на фоне снижения количества вынесенных Управлением постановлений о назначении административного наказания доля предупреждений выросла по сравнению с 2016 годом.

Рост административного наказания в виде предупреждения связан с внесением изменений в законодательство Российской Федерации. Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №316-ФЗ в КОАП РФ дополнен статьей 4.1.1. (вступил в силу 4 июля 2016 г.)

В соответствии ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением применяется к субъектами малого и среднего предпринимательства. Лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КОАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Одновременно разъясняю, что в соответствии с ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

17 октября 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 5 октября 2015 г. №288-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым внесены некоторые особенности назначения административного наказания органам местного самоуправления и их должностным лицам, руководителям муниципальных учреждений.

В соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.

Таким образом, наличие данных обстоятельств, доказательств об отсутствии выделения бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий, является основанием для прекращения производства по делу.

По-прежнему остается актуальным и возбуждение дел об административных правонарушениях за нарушение требований технических регламентов по соответствующим статьям КоАП РФ.

В рамках надзора за соблюдением требований ТР ТС за I квартал 2017 г. по ст.14.43 КоАП РФ составлено 268 протоколов (10,5% от общего количества возбужденных дел), что на 5,3% меньше показателя I квартала 2016 г., в котором по статье 14.43 КоАП РФ было возбуждено 283 дела.

Общее количество протоколов за I квартал 2017 г. по ст.ст. 14.43-14.46 КоАП РФ составляет 290, из них в отношении юридических лиц – 19 (6,6% от составленных).

К административной ответственности привлечены 275 лиц, их них 10 – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – 25.

За нарушение обязательных требований ТР ТС в судебные органы для применения наказания в виде административного штрафа и конфискации предмета правонарушения направлено – 10 административных дел, по 3 – виновные лица привлечены к административной ответственности.

В правоохранительные органы направлено 1 административное дело для проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении производителя фальсифицированной продукции пищевой продукции и возбуждения уголовного дела.

В I квартале 2017 года выявлены нарушения Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака». Должностными лицами Управления возбуждено 102 административных дела по ч.1, 2 ст.6.24 КоАП РФ – 24; ч.1-3 ст.6.25 КоАП РФ – 38; ч.1 ст.14.3.1 КоАП РФ – 2; ч.1-3 ст.14.53 КоАП РФ – 38.

За I квартал 2017 г. в судебных органах субъектами предпринимательства обжаловано 37 постановлений о назначении административного наказания (1,7% от общего количества), 6 постановлений изменено в части, 14 постановлений оставлено в силе, 17 – находятся на стадии рассмотрения.

За этот же период в судебных органах обжаловано 11 предписаний должностных лиц Управления об устранении выявленных нарушений, из которых 7 – на рассмотрении, 3 – отменено, 1 – оставлено в силе.

Доля взысканных штрафов в целом составила 61,7%. За уклонение от исполнения административного наказания в виде административного штрафа в службу судебных приставов для принудительного исполнения передан 61 материал для принудительного взыскания наложенного штрафа.

Одновременно с этим, должностными лицами Управления по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неуплату административного штрафа, возбуждено 66 административных дел.

В судебные органы для рассмотрения направлено 351 административное дело, из них по 214 делу виновные лица привлечены к административной ответственности в виде: предупреждения – 2; административный штраф – 67; административный штраф с конфискацией предмета административного правонарушения – 33; административных приостановлений деятельности – 112.

137 дел об административных правонарушений находятся на рассмотрении судей.

118 административных дел направлены в суды для применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. По 101 административному делу должностными лицами Управления применена мера обеспечения производства по делу в виде временного запрета деятельности, поскольку выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Из них по 112 административным делам судьями назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности (I квартал 2016 г. – 79 АПД), рост на 41,7%, остальные дела находятся на рассмотрении.

Приведенные данные свидетельствуют о росте числа нарушений обязательных требований в деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, создающих угрозу жизни и здоровью человека, что является не благоприятным признаком, указывающим на недостаточное соблюдение подконтрольными субъектами обязательных санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов и законодательства по защите прав потребителей.

Именно с целью повышения законопослушания, а также доведения до субъектов предпринимательской деятельности обязательных требований, которые являются предметом проверки со стороны Роспотребнадзора, проводится данное публичное мероприятие.

За I квартал 2017 г. в соответствии со статьей 29.13 КоАП Российской Федерации ЮЛ, ИП выдано 163 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (I квартал 2016 г. – 115), рост на 41,7%.

В судебные органы направлено 25 заявлений о признании информации об алкогольной продукции, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, на сегодняшний день 6 из них удовлетворены в полном объеме, остальные находятся на стадии рассмотрения.

С 23 февраля 2017 года в соответствии со ст.8.2 Федерального закона №294-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 №166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" должностными лицами реализуются полномочия по объявлению и направлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Как одной из мер профилактического воздействия на субъектов предпринимательской деятельности Управлением выдано – 48 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований. В случае непредставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения в соответствии с пунктами 11 и 12 постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 №166, устанавливается административная ответственность в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ.

Уважаемые участники мероприятия, одним из направлений публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, а также профилактических мероприятий является доведение до ЮЛ и ИП обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

Информирую Вас о том, что нормативные правовые акты в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей размещены на официальных сайтах Роспотребнадзора и его территориальных органов.

Особое место в профилактической работе будем уделять распространению информации о новых нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении ЮЛ и ИП необходимых мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

Такую работу управление проводит посредством проведения специальных семинаров, конференций с субъектами предпринимательства, и конечно в индивидуальном порядке, в т.ч. путем получения через Интернет-сайт интересующих подконтрольные субъекты вопросов и направления ответов на них, разъяснения неоднозначных и не ясных обязательных требований, в т.ч. в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах.

День открытых дверей для предпринимателей будет проводиться сегодня с 10.00-16.00 часов, в последующем аналогичные акции будут проводиться ежеквартально.

После завершения общего обсуждения результатов правоприменительной практики для каждого из Вас представится возможность личного и непосредственного взаимодействия с наиболее квалифицированными должностными лицами управления по различным видам предпринимательской деятельности.

Благодарю Вас за то, что нашли мотивацию и возможность присутствовать на мероприятии, надеемся, то оно будет для Вас полезным и эффективным.

Просим по итогам встречи заполнить специальную анкету по оценке эффективности и востребованности профилактических мероприятий.


Вернуться в раздел