"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Памятка для предпринимателей по вопросам реализации товара на «цифровом рынке»


12.03.2018

Столь широко распространенное в настоящее время понятие «цифровые рынки» охватывает, в том числе деятельность, направленную на реализацию товаров дистанционным способом, то есть посредством сети «Интернет».

На законодательном уровне вышеуказанная деятельность подлежит регулированию различными нормативными актами, к числу которых можно отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612 (далее - Правила).

В вышеуказанных нормативных документах первоначально особое внимание уделяется информационной обязанности продавца.

Так, продавец до заключения договора розничной купли-продажи обязан предоставить покупателю информацию об адресе продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца, об основных потребительских свойствах товара, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Как правило, данная информация доводится в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

В момент доставки товара должна быть предоставлена в письменной форме информация, где помимо сведений о самом продавце должны содержаться сведения об основных потребительских свойствах товара, правилах и условиях его эффективного и безопасного использования, сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков, информация о порядке и сроках возврата товара потребителем.

Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю соответствующие принадлежности, а также относящиеся к товару документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации).

После заказа товара (подачи заявки на приобретение товара) потребитель обладает правом возврата товара надлежащего качества независимо от послужившего для этого основания.

Сроки возврата товара надлежащего качества:

  • в любое время до его передачи;

  • в течение 7 дней - после передачи;

  • в течение 3 месяцев с момента передачи товара – в случае непредоставления информации о порядке и сроках возврата товара в письменной форме в момент доставки товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия его покупки. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения продукции у данного продавца.

Срок удовлетворения продавцом требования о возврате товара – 10 дней со дня предъявления.

Обращаем внимание:

  • Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный постановлением Правительства Российской федерации от 19 января 1998 г. № 55, к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежит.

При получении продавцом заявки (сообщения) потребителя о намерении приобрести товар на него возлагается гражданско-правовая обязанность по передаче данного товара, при этом качество которого должно соответствовать договору, обязательным требованиям, предусмотренным законом, и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара.

Однако, в случае, если товар передан ненадлежащего качества, потребитель вправе воспользоваться правами, предусмотренными ст.ст. 18-24 Закона о защите прав потребителей, п.п. 28-31 Правил, и обратиться к продавцу с соответствующим требованием, изложенным в заявлении (претензии).

Сроки устранения недостатков товара (ст. 20 Закона о защите прав потребителей):

  • незамедлительно (минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа) – если срок устранения не определен в письменной форме соглашением сторон;
  • не более 45 дней - если срок устранения определен в письменной форме соглашением сторон.

Сроки для удовлетворения требования о замене товара (ст. 21 Закона о защите прав потребителей):

  • 7 дней со дня предъявления требования – общий срок;
  • в течение 20 дней со дня предъявления требования - при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом;
  • в течение месяца со дня предъявления требования - если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар.

Срок удовлетворения требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом либо о возврате уплаченной за товар денежной суммы - 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона о защите прав потребителей).

Ответственность продавца за нарушение сроков

За нарушение вышеуказанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.


Вернуться в раздел