По результатам анализа поступивших обращений в период работы 19 августа по 2 сентября 2019 года «горячей линии» по вопросам качества и безопасности детских товаров, школьных принадлежностей установлено, что первые три ранговых места заняли вопросы связанные с приобретением одежды для обучающихся – 31, по отдельным видам детских товаров, в т.ч. игрушки – 26, о средствах для дезинфекционной обработки рук детей (гели, спреи, салфетки и пр.) – 25.
В ходе работы «горячей линии» были следующие типичные вопросы:
Вопрос: Должен ли и где указывается состав ткани на школьной форме?
Ответ: Согласно статьи 9. технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011 «Требования безопасности одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий» :
1. Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
2. Маркировка продукции должна содержать следующую информацию:
- наименование страны, где изготовлена продукция;
- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;
- наименование и вид (назначение) изделия;
- дата изготовления;
- единый знак обращения на рынке;
- срок службы продукции (при необходимости);
- гарантийный срок службы (при необходимости);
- товарный знак (при наличии).
3. Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.
4. Не допускается использования указаний «экологически чистая», «ортопедическая» и других аналогичных указаний без соответствующего подтверждения.
8. Маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием:
- вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов), а также вида меха и вида его обработки (крашеный или некрашеный);
- размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции;символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Вопрос: Какая маркировка должна быть на детской игрушке?
Ответ:Согласно ч. 5.3 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011):
Маркировка должна содержать следующую информацию:
- наименование игрушки;
- наименование страны, где изготовлена игрушка;
- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;
- основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости);
- способы ухода за игрушкой (при необходимости);
- дата изготовления (месяц, год);
- срок службы или срок годности (при их установлении);
- условия хранения (при необходимости).
Кроме консультирования должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан и специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» проведены лекции, круглые столы в ходе которых раздавались памятки, буклеты, листовки на различные темы:
«Выбираем школьные принадлежности и игрушки»,
«Как выбрать ранец»,
«Выбираем правильную школьную форму»,
«Права потребителей при выборе детских товаров и школьных принадлежностей»,
«Возврат школьной формы в магазин»,
«Права потребителя в случае приобретения игрушек ненадлежащего качества»,
«Как выбрать качественный школьный товар»,
«Все лучшее-детям»,
«Сколько должен весить ранец школьника»,
«Критерии выбора лучшего ранца для первоклассников»,
«Обмен возврат детских товаров ненадлежащего качества»,
«Безопасность школьных принадлежностей»,
«Выбираем безопасные товары для детей»,
«Ранец для первоклассника».
В целом, результаты проведения тематического консультирования по вопросам качества и безопасности школьных товаров показали актуальность и востребованность данного направления деятельности.