-
"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Выступление заместителя руководителя Управления Кучимовой Н.А. на круглом столе в комитете Государственного Собрания – Курултая РБ по образованию, культуре, спорту и молодежной политике


30.01.2014

Выступление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ Кучимовой Н.А. на круглом столе в комитете Государственного Собрания – Курултая РБ по образованию, культуре, спорту и молодежной политике с докладом: «О соблюдении санитарного законодательства по организации питания в общеобразовательных организациях РБ» (29.01.2014 г.)

В 2013 г. в Республике Башкортостан получают горячее питание 382 162 учащихся из 424 624, что составляет 90,0%, в том числе: среди учащихся 1-4 классов – 93%, 5-11 классов – 87,93%.

Из общего числа школьников, охваченных горячим питанием, 72,23% школьника получают завтраки; 17,03% – обеды, 10,74% – обеспечены 2-х разовым питанием.

Управлением осуществляется постоянное взаимодействие с Правительством, Министерством образования, Администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по вопросам совершенствования школьного питания, профилактики заболеваемости кишечными инфекциями в образовательных учреждениях; снижению заболеваемости болезнями органов пищеварения и болезнями, обусловленными микронутриентной недостаточностью среди детей.

Результатами проводимой совместной работы стали:

реализация муниципальных целевых программ:

-  «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях» (Караидельский, Калтасинский, Краснокамский, Мишкинский, Стерлибашевский, Туймазинский, Учалинский, Уфимский, Чекмагушевский, Чишминский районы, города Стерлитамак, Октябрьский, Нефтекамск);

-  «Развитие системы организации школьного питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях (Кигинский, Федоровский районы);

-  «Программа развития школьного питания в образовательных учреждениях» (Дуванский район);

-  «Детское и школьное питание» (Аургазинский район);

-  «Школьное питание» (Мелеузовский район);

-  «Здоровые дети – здоровая нация» (Янаульский район);

-  «Здоровье школьников» (Кармаскалинский район).

В 18 территорий решениями Советов городских округов и муниципальных районов установлены дополнительные размеры компенсаций из средств муниципального бюджета от 3 до 7,50 руб. в день на 1 учащегося (Альшеевский, Бакалинский, Белебеевский, Белорецкий, Ермекеевский, Дюртюлинский, Иглинский, Илишевский, Мелеузовский, Туймазинский, Чишминский, Янаульский районы, города Агидель, Нефтекамск, Салават, Стерлитамак, Октябрьский, Уфа).

Создан Совет при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по оказанию содействия в организации питания школьников (постановление главы Администрации от 24 октября 2012 г. №4560).

В целях улучшения здоровья обучающихся общеобразовательных школ в качестве дополнительного питания в 7муниципальных районах и 2 городских округах Республики Башкортостан реализована концепция Национальной программы «Школьное молоко». Учащиеся начальных классов обеспечиваются бесплатным молоком (Белорецкий, Бураевский, Иглинский, Илишевский, Ишимбайский, Мишкинский, Мелеузовский районы и города Октябрьский, Уфа); в Бакалинском районе на каждого ребенка предусмотрены денежные средства в размере 1,10 руб. на 1 ребенка на молочную продукцию.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 5 августа 2010 г. №864-р утвержден План мероприятий по модернизации общего образования и реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на 2011-2015 годы. В 2013 г. в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования на технологическое оборудование для пищеблоков образовательных учреждений выделено 80,0 млн. руб. Для 1144 пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений приобретено оборудование в соответствии с установленными требованиями.

За последние 3 года в образовательных учреждениях республики не зарегистрированы групповые пищевые отравления среди обучающихся.

Положительным примером явилось участие городского округа город Уфа в реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации.

Основные результаты реализации экспериментального проекта следующие:

-  создана единая структура школьного питания: обслуживание школ города осуществляют 3 оператора школьного питания МУП «Центр школьного и детского питания», МУП «Спектр», МАУ «Центр лечебного и профилактического питания», используются единые программные продукты по учету и документообороту, сформированы схемы логистических потоков, разработаны рационы питания и стандарты производства;

-  в 44 школьных пищеблоках проведена модернизация за счет средств городского и республиканского бюджетов на общую сумму более 100,0 млн. руб. и установлено новое торгово-технологическое оборудование (3000 ед.) за счет средств федерального бюджета на общую сумму около 70,0 млн. руб.;

-  в школах внедрен аппаратно-программный комплекс «Учет карт школьников», информационная система БЭСТ-5 – карточная система оплаты, учета и организации питания учащихся общеобразовательных учреждений. Каждому школьнику выдается электронная пластиковая карта, на которой хранятся его персональные данные и информация о лицевом счете. При помощи «школьной карты» ученик может самостоятельно оплачивать свои завтраки и обеды в школьной столовой. Эта система значительно упрощает процесс сбора родительских средств;

-  операторами разработаны единое перспективное меню питания в соответствии с требованиями действующих нормативных актов. Меню питания согласовано Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.

По предложению Управления Министерством образования Республики Башкортостан разработано примерное меню питания для обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан и согласовано в установленном порядке.

Министерством образования Республики Башкортостан совместно с Управлением и Государственным комитетом Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителейдля специалистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов разработаны методические рекомендации «Основные требования к составлению примерного меню питания детей в образовательных учреждениях, загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей, в оздоровительных учреждениях дневным пребыванием детей в период каникул, детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул, детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В тоже время основными проблемами в организации рационального питания школьников республики остаются:

Недостаточный уровень компенсационных выплат на питание детей всех категорий для организации полноценного и сбалансированного питания.

Питание учащихся общеобразовательных учреждений осуществляется за счет родительских взносов и средств бюджета Республики Башкортостан: осуществляется выплата компенсации на удешевление стоимости питания в размере 1,73 руб. в день на одного учащегося всех категорий.

Однако фактическая средняя стоимость завтрака составляет 22,00 руб. в день на 1 обучающегося. Средняя стоимость обеда составляет 37,00 руб.

Несбалансированность и неполноценность питания подтверждается результатами лабораторных исследований, ежегодным выявлением проб завтраков и обедов, не соответствующих гигиеническим нормативам по калорийности, без положительной динамики по годам.

Так, в 2013 г. в проверенных школах 10,9% проб готовых блюд не соответствовали гигиеническим нормативам по калорийности.

Отмечается неполный (33-75%) охват обучающихся горячим питанием в ряде школ, в том числе в связи с недостаточностью посадочных мест в обеденных залах из-за переуплотненности школьных зданий, организующих учебный процесс в 2 смены, с числом обучающихся в классах более 25 детей (27-35) в основном в городах и районных центрах, где число учащихся превышает в 1,2-1,5 раза проектную вместимость школьных зданий.

Как следствие переуплотнения школьных зданий отмечено:

-  уменьшение времени для приема пищи детьми из-за сокращения продолжительности перемен;

-  нарушения в соблюдении детьми правил личной гигиены, из-за недостаточного количества умывальных раковин перед входом в обеденный зал и др. что отрицательно влияет на привлекательность горячего питания.

Требуется реализация мероприятий по модернизации системы питания школьников.

Из функционирующих школьных столовых 90,5%, работают на сырье, из них имеют необходимый набор цехов для работы на сырье лишь – 4,6% школьных зданий.

В районах и городах республики, за исключением г.Уфы, не решен вопрос о финансировании мероприятий, направленных на обеспечение безопасности школьного питания, а именно технического перевооружения столовых общеобразовательных школ и поставки овощных и мясных полуфабрикатов, организации их работы согласно проектному решению.

В производственных помещениях столовых отмечается пересечение потоков сырой продукции и готовой пищи.

Указанное способствует бактериальному загрязнению готовых блюд и предметов окружающей среды.

Так, при проведении лабораторных исследований выявлено несоответствие 1,76 % проб готовых блюд по микробиологическим показателям.

В 2013 году в 2,1% смывов выявлены бактерии группы кишечной палочки.

Как следствие за последние 3 года в республике зарегистрировано 4 групповых заболеваний, из них в 2013 г. – 2 (Благоварский район, г.Уфа).

При анализе результатов эпидемиологических расследований настораживает факт не выполнения санитарных правил по отбору суточных проб от каждой партии приготовленных блюд с целью контроля за соблюдением технологического процесса.

С вышеизложенным тесно взаимосвязано состояние школьных зданий, в которых размещены столовые.

По-прежнему актуальной остается проблема проведения реконструкции и капитального ремонта помещения пищеблоков учреждений с заменой коммуникаций, замены устаревшего физически и морально технологического оборудования.

Не смотря на улучшение показателей санитарно-технического состояния образовательных учреждений за последние 3 года, республиканские показатели по учреждениям, не имеющих канализации (2013 г. – 15,1%, 2012 г. – 18,2%, 2011 г. – 23,5%) и централизованного водоснабжения (2013 г. – 13,6%, 2012 г. – 15,5%, 2011 г. – 20,4%) превышают средне российские уровни в 2,0 раза. В основном это касается учреждений, расположенных в сельской местности, которые в большинстве являются малокомплектными. В них требуется проведение мероприятий по подведению к зданию водопровода и оборудованию его разводки, оборудование внутренней канализации.

По сравнению с 2012 г. произошло ухудшение качества питьевой воды из разводящей сети общеобразовательных учреждений по микробиологическим показателям с 4,1 до 6,9%. Недоброкачественная питьевая вода создает угрозу возникновения и распространения среди детей инфекционных заболеваний, передающихся водным путем: вирусного гепатита, острых кишечных инфекций.

В 2013 г. Управлением проведены проверки соблюдения санитарного законодательства при оказании услуг питания в 607 общеобразовательных учреждениях, из них 75% с применением лабораторных методов исследования.

Выявлены 1300 нарушений санитарных правил в 284 школах, в том числе:

по санитарно-техническому обеспечению школьных столовых,

обеспечению оборудованием, инвентарем, посудой;

по санитарному состоянию и содержанию помещений;

по организации питьевого режима;

по организации здорового питания.

В целом за выявленные нарушения в организации питания школьников в 2013 г. на должностных лиц вынесено 220 постановлений об административном наказании в виде штрафов по ст.6.6 КоАП РФ на сумму 420,0 тыс. руб., по ст.6.3 КоАП РФ – 120.

Составлено 18 протоколов о временном запрете деятельности, из них 2-х столовых, 16 – источников хозяйственного – питьевого водоснабжения.

В связи с невыполнением в срок законного предписания должностного лица переданы материалы мировым судьям по 55 общеобразовательным учреждениям.

Направлены 34 представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в управления, отделы образования Администраций муниципальных образований Республики Башкортостан.

В целях совершенствования питания обучающихся необходимо:

-  внесение в законодательство Республики Башкортостан положений по увеличению дотации на питание детей всех категорий общеобразовательных учреждений, в том числе для организации полноценного двухразового горячего питания школьников.

-  разработка и принятие республиканской программы по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях;

-  разработка и повсеместное внедрение программы «Школьное молоко»;

-  обеспечение комплексной застройки населенных мест: проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию зданий общеобразовательных школ одновременно с жилыми зданиями;

-  проведение мероприятий по дальнейшей модернизации школьных столовых;

-  привлечение предприятий агропромышленного комплекса республики к производству и поставке в столовые школ овощных и мясных полуфабрикатов;

-  решение вопроса строительства в республике предприятий – заготовочных по производству полуфабрикатах высокой степени готовности для школьных столовых;

-  широкое привлечение средств массовой информации по пропаганде здорового питания среди населения.


Вернуться в раздел