Основная тема Всемирного дня защиты прав потребителей 15 марта 2015 года – «Уделите внимание правам потребителей на здоровое питание»
Рациональное (здоровое) питание ребенка является одним из важнейших условий его гармоничного роста, физического, интеллектуального развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды, работоспособности и успешного обучения.
Важную роль играет питание в школе. Правильное школьное питание приобрело особое значение в последние годы, так как дети проводят значительное время в школе, процесс обучения носит весьма интенсивный характер.
Организация питания детей в образовательных организациях находится на постоянном контроле Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.
По результатам мониторинга за организацией питания установлено, что доля школьников, охваченных горячим питанием, в среднем по республике составляет 90%.
Несмотря на высокий процент охвата школьников питанием, выявляется следующая проблема: питание школьников остается неполноценным и несбалансированным. Одним из существенных недостатков организации питания является составление меню исходя из стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, в результате чего рационы питания не сбалансированы по основным пищевым ингредиентам.
При оценке рационов питания школьников выявляется нарушение соотношения основных питательных веществ. В большинстве общеобразовательных организаций имеет место дефицит кисломолочных продуктов, натуральных соков, рыбы, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов, яиц. Восполнение энергетических затрат обучающихся происходит за счет макаронных, крупяных, кондитерских и молочных изделий.
Отмечается недостаточный объем порций, единые выходы блюд для детей разного возраста, замена натуральных продуктов питания на консервированные.
Продолжается вытеснение горячего питания буфетной продукцией. Учащиеся старших классов в основном питаются в школьных столовых буфетной продукцией, подменяя горячее питание, которая не удовлетворяет физиологические потребности школьников.
Также в ходе плановых и внеплановых проверок в 2014-2015 учебному году выявлялись факты нарушений требований санитарного законодательства, в том числе такие как:
- пищеблоки-доготовочные организаций работают на сырье, не имея цехового деления, что способствует нарушению технологических процессов при приготовлении пищи;
- несвоевременно приобретается и ремонтируется вышедшее из строя холодильное и технологическое оборудование;
- скоропортящиеся пищевые продукты доставляются в организации транспортом, не обеспечивающим сохранение установленных температурных режимов хранения;
- не соблюдается санитарно-эпидемиологический режим на пищеблоке, правила мытья посуды, обработки яиц, маркировки разделочного инвентаря, условий хранения скоропортящихся пищевых продуктов, соблюдения правил личной гигиены сотрудниками пищеблока и др.
Нарушения подтверждаются результатами лабораторных исследований: выявлено несоответствие гигиеническим нормативам в 2,8% проб готовых блюд по микробиологическим показателям; 8,3% – на калорийность и химический состав; 7,3% – на содержание витамина С.
Необходимы осуществление дальнейших целенаправленных, скоординированных действий органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных институтов по совершенствованию организации питания обучающихся.
Также одним из факторов формирования сложившегося отношения к школьному питанию является недостаточный уровень знаний основ здорового питания, как среди школьников, так и среди их родителей.Ребенок так устроен, что копирует своих родителей.
Уважаемые родители!
Школьные годы – очень важный период в жизни ребенка. Изменяется не только окружающая среда, но и образ жизни. В это время рекомендуется 4-5-разовое питание. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4-х часов.
Наиболее целесообразным считается следующий распорядок употребления пищи в течение дня:
07.30-08.00 – завтрак;
10.00-10.30 – школьный завтрак;
13.00-13.30 – обед;
16.00-16.30 – полдник;
19.00-19.30 – ужин.
Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей. Нередко утром они мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы он ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых.
Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например, если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнется головокружение, появятся вялость, слабость, ему станет труднее учиться.
Кроме того, после длительного перерыва ребенок, сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо ее пережевывает. Большое количество пищи, проглоченное наспех, плохо переваривается и не принесет пользы. Могут возникнуть сильная резь в животе, тошнота и даже рвота, а впоследствии – заболевания пищеварительной системы.
Занимающиеся в первую смену, особенно первоклассники, обязательно должны получать в школе горячий завтрак, причем в одно и то же время. Педагоги так контролируют прием пищи, чтобы он был четко организован и исключалась спешка. Отмечено, что учащиеся, получающие школьный завтрак, лучше воспринимают учебный материал и остаются до конца занятий работоспособными.
Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано2-разовое питание: завтрак и обед, а в некоторых случаях обед и полдник. Дети, посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50% суточного рациона.
Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
Ежедневно в рационах питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.