"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Азбука потребителя платных образовательных услуг


31.01.2020

В век цифровых технологий  невозможно  обойтись без хорошего образования. В настоящее время на рынке платных образовательных услуг очень много различных предложений. Как же потребителю сделать правильный выбор?
К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:
  • обучение по дополнительным образовательным программам;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,
  • занятия по углубленному изучению предметов;
  • подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. №706 утверждены Правила оказания платных образовательных услуг, которыми предусмотрен порядок заключения договора на оказание платных образовательных услуг.

До заключения договора исполнитель платной образовательной услуги  исполнитель предоставляет потребителю (его законным представителям) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, к числу которой относится:

  • наименование и место нахождения (адрес) образовательной организации, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности (кроме образовательных услуг, оказываемых лично официально зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, без найма других специалистов, работая только самостоятельно (репетиторы, частные преподаватели, обладающего необходимым стажем работы и образованием). Кроме того, без лицензии допускается личное ведение секций, студий, кружков, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов)и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
  • перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
  • стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
  • порядок приема и требования к поступающим;
  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Данная информация доводится, в том числе, путем размещения в удобном для обозрения месте в учебном заведении. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» модернизирует способ ознакомления потребителя с указанной информацией в соответствии с современным развитием информационных технологий.

При заключении договора необходимо помнить, что договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

  • полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителяюридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения или место жительства исполнителя;
  • наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;
  • место нахождения или место жительства заказчика;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
  • права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
  • полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
  • сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
  • вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);
  • форма обучения;
  • сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
  • вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

В случае обнаружения недостатков оказания платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), потребитель, согласно ст.29 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей»,  вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного оказания образовательных услуг;
  • соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, потребитель вправе по своему выбору:

  • назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг или закончить оказание платных образовательных услуг;
  • поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
  • расторгнуть договор.

В случае возникновения разногласий с исполнителем, потребителю необходимо направить в его адрес письменную претензию, с приложением копии договора, а также документов, содержащих сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании платных образовательных услуг.

Претензия составляется в двух экземплярах. На экземпляре потребителя представитель исполнителя должен поставить отметку о получении претензии (дата, подпись, печать). С этого момента начинается отсчет срока исполнения требований потребителя, который по Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» составляет 10 календарных дней. Если исполнитель отказывается принимать претензию, потребителю следует направить ее по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения на адрес исполнителя. Уведомление о вручении будет впоследствии служить доказательством получения адресатом требований потребителя.

По всем вопросам можно обратиться по телефонам «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 8-800-700-90-30, Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» 8 (347) 287-85-18. Телефоны территориальные отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru).


Вернуться в раздел