"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Об обращениях граждан по вопросам предоставления операторами связи дополнительных платных услуг связи без волеизъявления абонента, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц


04.02.2019

В Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан возросло количество жалоб на действия операторов связи, выраженные в предоставлении дополнительных платных услуг связи абонентам без их волеизъявления.

С учетом данного, Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан разъясняет следующее.

Согласно п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять за плату дополнительные услуги. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг (п.5 ст.44 Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи»).

К числу данных действий можно отнести следующее: согласие на активизацию дополнительной услуги, предложенной оператором связи, отправление SMS-сообщений, USSD-запросов.

До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг (развлекательные услуги, голосования, игры), оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.

В случае если потребителем не совершены какие-либо активные действия по подключению услуги, не предоставлена вышеуказанная информация о дополнительной услуге и с абонентского счета списывается определенная денежная сумма, в целях урегулирования вопроса потребитель вправе обратиться к оператору связи с претензией (рекомендуемая форма претензии - письменная).

Срок рассмотрения претензии составляет тридцать дней со дня ее регистрации. Претензия подлежит регистрации оператором связи не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Оператор связи обязан проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию. Указанная информация направляется в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии (ст.55 Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи»).

При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленный для ее рассмотрения срок абонент обладает правом воспользоваться судебным способом защиты нарушенных прав.


Вернуться в раздел