"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Международный день отказа от покупок


26.11.2021

Международный день без покупок или день отказа от покупок празднуется с 2020 года 27 ноября. Впервые день отказа от покупок, был организован в Канаде в сентябре 1992 г., когда проводилась акция, направленная в первую очередь на рациональное потребление товаров, а также против неравного распределения материальных благ в мире. Самый простой способ принять участие в акции — на 24 часа отказаться от любых покупок, что станет первым шагом к отказу от приобретения ненужных вещей ради процесса осознанного, рационального потребления.

Для сохранения природных ресурсов и улучшения социальных условий для нынешних и будущих поколений, всемирная организация потребителей призывает каждого потребителя придерживаться принципов рационального и ответственного потребления товаров и услуг.  Внести свой вклад в дело рационального потребления может каждый, надо лишь обдуманно совершать покупки.

На что необходимо обратить внимание в первую очередь при покупке товара и что делать при обнаружении в нем недостатка.

Приобретая в торговой организации продукцию, следует изучить маркировку, которая должна содержать в обязательном порядке, том числе: сведения об его основных потребительских свойствах; цену в рублях и условия приобретения; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (ст. 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-І «О защите прав потребителей»)

В случае, если после покупки продукции, потребитель обнаружил недостатки, то вправе обратиться к продавцу с одним из требований, предусмотренных ст. 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-І «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), а именно:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Следует учесть, что по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Если потребитель приобрел технически сложный товар, в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;

  • нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;

  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 924 от 10 ноября 2011 года.

Потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования продавцу (изготовителю) или уполномоченной ими организации или индивидуальному предпринимателю, импортеру. При этом право выбора - к кому именно предъявлять претензии, принадлежит потребителю.

Если кассовый или товарный чек либо иной документ, удостоверяющий факт и условия покупки товара утерян, это не является основанием для отказа в удовлетворении предъявленных продавцу требований, потребитель вправе представить продавцу иные доказательства покупки товара у данного продавца, в том числе свидетельские показания.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Следует отметить, что продавец (изготовитель), отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если докажете, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Уважаемые потребители! За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан: 8-800-700-90-30.         

Телефоны, электронные адреса и режим работы «горячих линий» территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, консультационного центра (пунктов) для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru).


Вернуться в раздел