"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О порядке осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию


15.07.2021

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1019 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 02.07.2021 г., вступившим в силу 02.07.2021, утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее - государственный контроль (надзор), за исключением государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, при осуществлении такого контроля без взаимодействия с производителями, распространителями информационной продукции и (или) лицами, обеспечивающими доступ детей к информации, в том числе лицами, указанными в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее контролируемые лица).

Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее - обязательные требования).

Государственный контроль (надзор) в пределах установленной компетенции осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (далее - контрольные (надзорные) органы).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль (надзор) за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, обязательным требованиям в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции, предусмотренного частью 6 статьи 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - должностные лица), в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

руководитель Службы, его заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

руководители структурных подразделений Службы, их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей;

иные государственные гражданские служащие Службы, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей;

руководитель территориального органа Службы, его заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

руководители структурных подразделений территориального органа Службы, их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей;

иные государственные гражданские служащие территориального органа Службы, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

Должностное лицо, уполномоченное на проведение конкретного контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия, определяется решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия.

Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) и (или) профилактических мероприятий, в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются должностные лица Службы, указанные в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения, должностными регламентами которых предусмотрено принятие решений о проведении контрольных (надзорных) и (или) профилактических мероприятий.

Объектами государственного контроля (надзора) являются:

а) деятельность контролируемых лиц при использовании информационной продукции в образовательном процессе, реализуемом на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности;

б) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в сети "Интернет";

в) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством наземного эфирного и спутникового вещания;

г) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в периодических печатных изданиях, за исключением средств массовой информации, распространяющих продукцию в сети "Интернет";

д) информационная продукция, к которой предъявляются обязательные требования;

е) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством кабельного вещания.

Учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:

а) государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;

б) государственной информационной системы в области средств массовой информации;

в) сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного контроля (надзора), представляемой в контрольный (надзорный) орган в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации;

г) реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание;

д) реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;

е) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.

Государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора) каждый контрольный (надзорный) орган отдельно относит объекты государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).

С учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также с учетом добросовестности контролируемых лиц контрольные (надзорные) органы при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска:

а) значительный риск;

б) средний риск;

в) умеренный риск;

г) низкий риск.

Отнесение объекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска. В случае поступления в контрольные (надзорные) органы сведений о соответствии объекта государственного контроля (надзора) критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска контрольные (надзорные) органы в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимают решение об изменении категории риска указанного объекта государственного контроля (надзора).

При осуществлении государственного контроля (надзора) контрольные (надзорные) органы проводят следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

Контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах, в том числе путем размещения сведений в средствах массовой информации.

Контрольные (надзорные) органы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в контрольный (надзорный) орган, объявивший предостережение, возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).

Контрольный (надзорный) орган, объявивший предостережение, рассматривает возражение в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.

По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:

а) удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;

б) отказать в удовлетворении возражения.

Не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме по почте и (или) по электронной почте по адресу, сведения о котором представлены контрольным (надзорным) органам контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.

Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет объявленных предостережений.

Должностные лица контрольных (надзорных) органов по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора).

Консультирование осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе по следующим вопросам:

а) порядок и периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

б) порядок принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;

в) порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов;

г) положения обязательных требований, ограничений, порядков и правил, установленных законодательством Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет консультирований. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.

Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в срок не более 30 дней со дня регистрации запроса.

В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц или их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Контрольные (надзорные) органы проводят профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Контрольные (надзорные) органы проводят обязательный профилактический визит в отношении:

а) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории значительного риска;

б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности.

Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет обязательных профилактических визитов.

Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка.

При осуществлении государственного контроля (надзора) предусмотрено проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Организация внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственный контроль (надзор) без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Контрольные (надзорные) органы вправе привлекать к проведению контрольного (надзорного) мероприятия экспертов и экспертные организации.

Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа. Предметом документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.

Допустимые контрольные (надзорные) действия в ходе документарной проверки:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного контроля (надзора).

Выездная проверка проводится на основании решения контрольного (надзорного) органа о проведении выездной проверки в случае, если не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;

б) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов государственного контроля (надзора) обязательным требованиям без выезда на указанное в абзаце втором пункта 50 настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Допустимые контрольные (надзорные) действия в ходе выездной проверки:

а) осмотр;

б) опрос;

в) истребование документов;

г) получение письменных объяснений;

д)экспертиза.

Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, проводит осмотр в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

Для фиксации должностным лицом и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований в случае выездной проверки могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, применяться персональные компьютеры, ноутбуки, съемные электронные носители информации, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в том числе сотовой связи), механические, программные и электронные средства измерения и фиксации, в том числе принадлежащие контролируемому лицу.

Решение об осуществлении фотосъемки, видеозаписи, аудиозаписи для фиксации доказательств выявленных нарушений обязательных требований принимается должностными лицами контрольных (надзорных) органов) самостоятельно при совершении следующих контрольных (надзорных) действий:

осмотр - фотосъемка, видеозапись; опрос - аудиозапись;

получение письменных объяснений - фотосъемка, видеозапись; истребование документов - фотосъемка, видеозапись, аудиозапись; экспертиза - фотосъемка, видеозапись.

Аудиозапись и (или) видеозапись осуществляются открыто с уведомлением вслух в начале и в конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.

Зафиксированные с помощью технических средств доказательства выявленных нарушений обязательных требований оформляются приложением к акту проверки по результатам контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт проверки).

Фиксация доказательств нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.

Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте проверки.

Должностное лицо, уполномоченное на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, по окончании его проведения составляет акт проверки. В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте проверки указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте проверки указывается факт его устранения.

Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту проверки.

В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия было согласовано с органами прокуратуры, акт проверки направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.

В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает решения, предусмотренные статьей 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Оформление акта проверки производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде документарных и выездных проверок.

Для получения более подробной информации контролируемые лица, их представители могут обратиться по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 8-800-700-90-30 (понедельник – четверг с 10.00 час. до 17.00 час., пятница с 10.00 час. до 15.45 час., перерыв с 12.00 час. до 12.45 час.).

Вернуться в раздел