"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О возврате, обмене или замене товара в аптеке


30.01.2020

Встречаются ситуации, когда покупатели возвращают приобретенные в аптеке лекарственные средства и медицинские препараты (приборы). Рассмотрим ситуации, в каком случае сотрудник аптеки обязан взять проданный ранее товар и вернуть деньги покупателю, а в каком отказ правомерен.
В аптеках, реализуются не только лекарственные препараты, но и медицинские изделия. Рассмотрим условия возврата (обмена) товара продавцу.


Возврат товара ненадлежащего качества

В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Следует отметить, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Аптечная организация обязана принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку его качества.

Возврат товара надлежащего качества

Законодательством предусмотрены случаи возврата товара надлежащего качества. Так, в соответствии со ст.25 Закона о защите прав потребителей, покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.

Вместе с тем, обращаем внимание потребителей, что постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (далее – Перечень).

В соответствии с Перечнем возврату или обмену не подлежат:

  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты), предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары),
  • парфюмерно-косметические товары,
  • электробытовые машины и приборы,
  • швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).

Таким образом, если Вы приобрели в аптеке один из вышеперечисленных товаров и по определенным причинам не захотели им воспользоваться, а сотрудники аптеки отказывают Вам в обмене товара (возврате денежных средств), то в указанном случае действия продавца основаны на нормах действующего законодательства.

Возврат товара по иным основаниям

Возврат (замена) товаров, в том числе реализуемых через аптеки, может быть осуществлен в следующих случаях:

  • если потребителю не была предоставлена продавцом возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, изготовителе (п. 3 ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 12 Закона о защите прав потребителей, п.п. 71, 72, 73 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55);
  • если был нарушен порядок отпуска лекарственных препаратов, предусмотренный нормативно-законодательными актами (Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55).

Уважаемые потребители, будьте внимательны при покупке лекарственных препаратов: проверяйте наименование, срок годности товара, правильность расчета, целостность упаковки не отходя от кассы, требуйте проверки приборов в Вашем присутствии.

По всем вопросам можно обращаться по телефонам «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 8-800-700-90-30, Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» 8 (347) 287-85-18.

Телефоны территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru).


Вернуться в раздел