"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

И вновь дорогостоящие услуги, косметика и парфюмерия


04.04.2017

Начиная с 2013 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан активно ведется работа с потребителями по защите их прав, связанных с оказанием косметических и косметологических услуг и реализацией дорогостоящих парфюмерно-косметических товаров, посредством проведения бесплатной презентации. В настоящее время управлением рассмотрены более 200 обращений потребителей.

Суть обращений заключается в том, что хозяйствующие субъекты, такие как ООО «Дешели регионы», ООО «Пиль», ООО «Пиль косметик», ООО «Элефант», ООО «Элисон», ООО «Илия», ООО «Золотое солнце», ООО «Дом солнца», ООО «Лечебно – оздоровительный комплекс», ООО «Ламерель», ООО «Идилия», ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн», злоупотребляя доверием покупателей, совершают противоправные действия в отношении потребителей, вводя их в заблуждение относительно свойств товаров, в том числе о его цене и способах приобретения, не предоставляя полной и необходимой информации о товаре и услугах. Также в обращениях потребителей часто содержатся жалобы на некомпетентность специалистов, осуществляющих косметическую, косметологическую процедуры с использованием специальных средств, отсутствие у организации лицензии на медицинскую деятельность и др.

Часто денежные средства за товар по кредитному договору перечисляются третьим лицам  (не продавцу), при этом у потребителя с данным лицом отсутствуют какие-либо гражданско-правовые отношения. Многие потребители отмечали, что подвергались психологическому или психотропному воздействию, им предлагались различные напитки (вода, чай, кофе), после приема которых не помнили, как заключили договоры, на каких условиях и на следующий день жалели о совершенной сделке, считая себя обманутыми.

С учётом данного обстоятельства обращения потребителей по возможным признакам состава уголовно-наказуемого деяния мошенничество – злоупотребление доверием граждан со стороны представителей торгующих организаций, обман (завышение потребительских свойств парфюмерно-косметических товаров) направлены в органы МВД Республики Башкортостан.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по обращениям граждан проводятся внеплановые проверки, ведется работа по восстановлению и защите нарушенных прав граждан, регламентированных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

Так, в отношении хозяйствующих субъектов проведены 24 внеплановые проверки.

Основными нарушениями, при обороте парфюмерно-косметических товаров и оказании косметических и косметологических услуг, выявленными в ходе проведения проверок являются:

  • непредставление потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах и услугах (в договорах отсутствует цена, комплектность и количество товара);

  • несоблюдение требований к маркировке парфюмерно-косметических товаров;

  • несоблюдение условий хранения (отсутствуют средства измерений температурного режима);

  • внесение в положения договоров купли-продажи условий, ущемляющих права потребителей;

  • нарушение порядка оказания платных медицинских услуг (договоры об оказании платных медицинских услуг в письменной форме с потребителями не заключены);

  • нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов;

  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений (не организован и не проводится производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий).

Наибольшее количество нарушений приходится на несоблюдение требований Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

В качестве примера можно привести следующий: по обращениям группы потребителей управлением в 2016 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» (предыдущее название ООО «Илия»).

В ходе проведения внеплановой выездной проверки выявлены нарушения норм действующего законодательства в области защиты прав потребителей и санитарного законодательства.

Установлено, что ряд услуг, оказываемых ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» требует наличия лицензии, которой у организации не имелось.

За оказание услуг при отсутствии установленной информации об исполнителе услуг, оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя в отношении юридического лица возбуждены административные производства по ч.1 ст.14.5, ч.1 ст.14.4, ч.1 ст.14.8, ч.2 ст.14.8 КоАП РФ и вынесены постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности с наложением административного штрафа на общую сумму 30 000 рублей.

Кроме того, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, выразившиеся в осуществлении медицинской деятельности без заключения о соответствии санитарным правилам помещений и оборудования Советским районным судом г.Уфы юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 10 000 рублей (Дело № 5-386/2016).

Также, ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» привлечено к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов с наложением административного штрафа в размере 15 000 рублей.

За несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения, юридическое лицо также привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.25 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 30 000 рублей.

По результатам проверки ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» выдано предписание об устранении выявленных правонарушений.

Немаловажное значение в обеспечении защиты прав потребителей приобретает деятельность по содействию потребителям в реализации их права на судебную защиту.

По ходатайству потребителя в Орджоникидзевском и Советском районных судах г.Уфы даны заключения по делам в целях защиты прав потребителя. Судами вынесены решения в пользу потребителя (гражданские дела №2-239/2017, №2-299/2017 (2-11582/2016).

В настоящее время подготовлен и направлен в Орджоникидзевский районный суд иск о прекращении противоправных действий ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» в отношении неопределенного круга потребителей.

Рассматривая соответствующие обращения потребителей, управление не только разъясняет гражданам их права и порядок судебной защиты таких прав, но и на основании ст.47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также п.5 ст.40 Закона «О защите прав потребителей» готово оказать действенную помощь, например, вступая в судебный процесс для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Так, в рамках действующего законодательства и представленных полномочий Управлением в 2016 году даны 8 заключений в различных судах г.Уфы по делам в целях защиты прав потребителей при реализации парфюмерно-косметических товаров и оказании услуг хозяйствующими субъектами. Судами приняты решения в пользу потребителей и присуждены денежные средства более 600 тыс. рублей. При участии специалистов управления в судебных заседаниях были не только расторгнуты договоры и возвращены деньги, но и взыскана компенсация морального вреда, штраф и иной ущерб в пользу потребителя.

На государственном информационном ресурсе в области защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) размещены решения судов, подтверждающие положительные примеры такой помощи, приведшие к расторжению договоров и возврате денежных средств.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан ведется превентивная деятельность по обучению и повышению уровня правовой грамотности граждан и субъектов предпринимательской деятельности методом организации и проведения тематических семинаров.

Так, в целях просвещения с представителями хозяйствующих субъектов управлением проведен семинар на тему: «Об особенностях оборота парфюмерно-косметических товаров при оказании косметологических услуг».

С целью повышения грамотности населения, информирования потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение при приобретении косметических товаров, управлением регулярно проводится комплекс мер, связанный с информационно-просветительской работой граждан: консультации в общественной приемной, размещение информационных материалов, памяток на сайте управления, выступления в средствах массовой информации, «горячие линии».

При этом одновременно управлением в установленном порядке продолжается проведение работ, направленных на выявление и пресечение описанной выше недобросовестной практики в рамках административных полномочий Роспотребнадзора.

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан рекомендует:

  • не торопиться с принятием решения о приобретении парфюмерно-косметических товаров, косметических и косметологических услуг, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров, услуг и наличия финансовой возможности их оплаты;

  • до заключения и подписания договоров и иных документов, внимательно изучить их содержание. Если договор или иной документ, содержащий существенные условия, подписан потребителем, то, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, это расценивается как согласие с предложенными условиями;

  • помнить, что граждане свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается;

  • иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;

  • следует понимать, если предметом договора является приобретение парфюмерно-косметических товаров надлежащего качества, то расторгнуть такой договор и вернуть товар не представляется возможным по следующей причине.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации и в него включены, в том числе парфюмерно-косметические товары.


Файлы для загрузки:
Скачать

Вернуться в раздел