"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Порядок обращения граждан в судебные органы за защитой своих потребительских прав. Судебная защита прав потребителей


16.09.2020

Порядок обращения граждан в судебные органы за защитой своих потребительских прав

Судебная защита прав потребителей

Судебная защита прав представляет собой деятельность судебных органов, осуществляемую в порядке конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства с целью восстановления нарушенных и признания оспоренных прав, а также устранения угрозы их нарушения. В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации любое нарушенное право может быть защищено в судебном порядке. Данное конституционное законоположение, по сути, подтверждает утверждение о том, что судебная форма защиты является основной по сравнению с иными формами защиты.

Согласно п.1 ст.17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-I«О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), защита прав потребителей осуществляется судом.

Судебная форма защиты правового статуса имеет ряд безусловных преимуществ: судьи, разрешающие спор, независимы от политического, ведомственного и иного влияния; высокий авторитет судебной власти в обществе; общеобязательность судебных решений; наличие механизма принудительного исполнения судебных решений; наличие четкой законодательно закрепленной процессуальной формы, которая закреплена процессуальным законодательством; устное и непосредственное исследование всех обстоятельств спора; равенство сторон.

Вместе с тем, судебная форма защиты имеет и ряд недостатков: необходимость соблюдения строгой формы обращения в суд за защитой, зачастую граждане не знают, как правильно составить исковое заявление, в результате их обращения остаются без рассмотрения; длительность процедуры рассмотрения судами отдельных категорий дел.

Необходимо также учитывать, что ряд дел ввиду своей сложности требует участия в деле защитника (адвоката). В этом случае лица с низким уровнем дохода оказываются в проигрышной ситуации, не имея возможности оплатить услуги профессионального защитника.

Работа с исковыми заявлениями граждан осуществляется на принципах гласности и открытости. Информация о фактическом адресе суда, телефонах суда, порядке и сроках рассмотрения обращений, времени личного приёма граждан руководством суда вывешивается в местах, доступных для посетителей, размещается на Интернет-сайте суда.

 

Порядок подачи исковых заявлений о защите прав потребителей

 

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Иск составляется для каждого участника дела – ответчика, третьих лиц, привлеченных для участия. Один экземпляр с отметкой о принятии (если иск подается через экспедицию суда или непосредственно на личном приеме у судьи) остается у истца. Если исковое заявление направляется по почте, то его необходимо отправить заказным письмом с уведомлением.

В исковом заявлении должны быть указаны: наименование суда, в который подается заявление; место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения; в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; обстоятельства, на которых истец обосновывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; сведения о досудебном порядке обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон; перечень прилагаемых к заявлению документов.

В исковом заявлении обязательно должна быть подпись истца и указана дата.

К исковому заявлению должен прилагаться следующий пакет документов:

1) копии иска по количеству сторон;

2) квитанция об оплате государственной пошлины, однако данное правило не распространяется на иски, поданные в защиту прав потребителей, согласно п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей и пп.4 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации;

3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя истца;

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

5) документы, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;

6) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

 

Подсудность гражданских дел в сфере защиты прав потребителей

 

В соответствии с положениями статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и п. 2 ст.17 Закона о защите прав потребителей, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Исковое заявление, в зависимости от его категории, подается непосредственно мировому судье соответствующего судебного участка или в районный суд, в зависимости от суммы иска.

Мировому судье в качестве суда первой инстанции подсудны дела по имущественным спорам, в том числе о защите прав потребителей, не превышающей пятидесяти тысяч рублей.

 

Рассмотрение исковых заявлений о защите прав потребителей

 

Судья может отказать в принятии искового заявления, возвратить исковое заявление или оставить его без движения, если в нем имеются какие-либо недостатки или не в полном объеме представлены необходимые приложения к исковому заявлению. Во всех трех случаях судья выносит мотивированное определение. При несогласии с определением суда истец может подать частную жалобу через судебную канцелярию в течение 10-дней со дня получения мотивированного определения.

После принятия искового заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела. Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей. О подготовке к судебному разбирательству стороны чаще всего извещаются судебной повесткой, которая направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. В уведомлении о вручении ставится подпись лица, его получившего и дата получения судебной повестки.

При отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Если есть необходимость предоставления судебной повестки на работу, то секретарь должен проставить отметку на судебной повестке о дате и времени нахождения лица в судебном процессе.

Основными задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: разъяснение сторонам их процессуальных прав и обязанностей; уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле; разрешение вопросов о вызове свидетелей; назначение экспертизы; направление судебного поручения и принятие мер по обеспечению иска; примирение сторон. При проведении подготовки к судебному разбирательству протокол заседания не ведется.

Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены ГПК РФ, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Рассмотрение сложных гражданских дел, как правило, выходит за установленные сроки рассмотрения дел.

Суд, в соответствии с взаимосвязанными положениями п.1 ст.47 ГПК РФ и п.5 ст.40 Закона о защите прав потребителей, может привлечь орган государственного надзора, а именно органы Роспотребнадзора, к участию в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Участие в гражданском процессе органов Роспотребнадзора по вопросам своей компетенции основывается на нормах статей 4, 34, 46 и 47 ГПК Российской Федерации, а также п.5 ст.40 Закона о защите прав потребителей».

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами Управление может быть привлечено судом к участию в деле или до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Органы Роспотребнадзора участвуют в процессе не в качестве сторон или третьих лиц, поскольку у них нет материально-правовой заинтересованности в деле, а в силу осуществления ими своих контрольно-надзорных функций в области защиты прав потребителей. Цель участия в гражданском процессе – защита нарушенных прав, свобод и законных интересов других лиц. Привлечение Управления в процесс в качестве третьих лиц не допускается.

Указанное означает, что в случае обращения в суд (до вынесения судом первой инстанции решения по существу спора), потребитель вправе заявить ходатайство о привлечении органа Роспотребнадзора, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, для дачи заключения по гражданскому делу в целях осуществления возложенных на него функций и защиты прав, свобод и законных интересов потребителей.

Заключение может быть дано как в устной, так и в письменной форме. Такое заключение доказательством по делу не является, однако в мотивировочной части решения суд высказывает суждение по этому заключению.

Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. После вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения. Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.


Вернуться в раздел