-
"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О применении законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг


19.08.2013

О применении законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг

В связи с непрекращающимся потоком обращений граждан о порядке и качестве предоставления жилищно-коммунальных услуг, поступающих в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее – Управление), считаем необходимым довести до сведения потребителей следующую информацию.

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления является реализация функций государственного контроля в области защиты прав потребителей.

В этой связи, Управление совершенствует систему информирования и просвещения потребителей по актуальным вопросам защиты их прав, как в целях применения предупредительных мер в части досудебного урегулирования споров между потребителями и хозяйствующими субъектами, так и формирования навыков самозащиты права.

Рассматривая данную область правоотношений Управление информирует о том, что предоставление жилищно-коммунальных услуг гражданам в части предоставления необходимой и достоверной информации регулируется Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), а также специальными нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В связи с разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании Федерального закона от 18.07.2011 г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. №493, п.161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, государственный надзор в жилищной сфере осуществляется на уровне регионального государственного жилищного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора).

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 г. №196 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному надзору» определено, что республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный жилищный надзор на территории Республики Башкортостан, является Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее – Госкомжилнадзор РБ).

Таким образом, проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства, в соответствии с действующим законодательством, относится к исключительной компетенции Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору.

Кроме прочего, следует обратить внимание на следующее. В соответствии с действующим законодательством исполнителем жилищно-коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Применяя нормы Закона о защите прав потребителей, следует обратить внимание на информацию, которая является необходимой при предоставлении услуг ЖКХ, а именно: фирменное наименование организации (наименование), место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске (п.1 ст.9 Закона о защите прав потребителей).

В соответствии со ст.29 Закона о защите прав потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Вместе с тем, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Кроме того, для реализации своих полномочий, согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 г. №748, самостоятельно или путем взаимодействия с территориальными органами Управление вправе осуществлять судебную защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) в порядке, установленном статьями 40, 46 Закона о защите прав потребителей, статьями 46, 47 ГПК РФ.

Таким образом, в целях осуществления возложенных на Управление функций, а также защиты прав, свобод и законных интересов потребителей при обращении в суд (до вынесения судом первой инстанции решения по существу заявленного спора), потребитель вправе заявить ходатайство о привлечении Управления, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, для дачи заключения по гражданскому делу.


Вернуться в раздел