-
"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Анализ обращений граждан в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 12.11.2009 г.


16.11.2009

Анализ обращений граждан в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 12.11.2009 г.

12 ноября 2009 г. специалистами отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проконсультировано 12 граждан по вопросам защиты прав потребителей из них:

  • 8 обращений относится к сфере торговли, в том числе 5 - на продажу непродовольственных товаров ненадлежащего качества; 1 - на обман потребителя; 2 - на обмен товара надлежащего качества
  • 2 обращения на включение в договор условий, ущемляющих права потребителя;
  • 1 обращение на некачественное строительство жилья;
  • 1 обращение на нарушение срока оплаты по векселю.

По всем обращениям потребителям даны разъяснения в рамках Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями), Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55, Гражданского кодекса Российской Федерации.

Например, гражданин Б. обратился в общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан с жалобой на отказ автосалона в гарантийном обслуживании его автомобиля.

В сервисной книжке автомобиля предусмотрено, что проведение планового технического обслуживания и устранение неисправностей в гарантийный период должны проводиться у авторизованного дилера, с использованием фирменных запасных частей. Однако, согласно письму из автосалона с 01.01.2009 г. автосалон не является официальным дилером завода-изготовителя и не уполномочен проводить гарантийное обслуживание, так как, в случае проведения им ремонта, завод-изготовитель может отказать в гарантийном обслуживании автомобиля.

Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» с изменениями (далее - Закон), изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

В связи с этим, потребителю рекомендовано обратиться к официальному дилеру автомобиля его марки, уполномоченному проводить плановое техническое обслуживание и устранение неисправностей в гарантийный период.

В соответствии со ст. 18 Закона, в отношении технически сложного товара, к которым относится автомобиль, в случае обнаружения в нем недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечению этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара (45 дней);

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие еоднократного устранения его различных недостатков.

Если продавец в добровольном порядке не удовлетворит требование о расторжении договора купли-продажи товара, потребитель вправе воспользоваться судебной защитой своих прав, предусмотренной ст. 17 Закона, так как, согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенных имущественных прав осуществляется судом.

Исковое заявление может быть предъявлено по выбору потребителя в суд по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2, 3 ст. 17 Закона).

Дополнительно потребителю было разъяснено, что если он намеревается использовать свой автомобиль в качестве такси (на что он указывал первоначально в своем заявлении к автосалону), то действие Закона не распространяется на данные правоотношения, так как согласно преамбуле Закона, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.



Вернуться в раздел