4 декабря 2009 года специалистами отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проконсультировано 13 граждан по вопросам защиты прав потребителей, из них:
По всем обращениям потребителям даны разъяснения в рамках Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон), Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55, Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 г. № 1036, ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания» (далее ГОСТ), Гражданского кодекса Российской Федерации.
Например, гражданин Х. обратился с претензией на взимание без его согласия по 100 руб. с человека за музыкальное сопровождение (живая музыка) при посещении одного из ресторанов г.Уфы.
В соответствии со ст. 10 Закона исполнитель (ресторан) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с требованиями ГОСТ услуги общественного питания должны быть информативны. Требование информативности предполагает полное, достоверное и своевременное информирование потребителя о предоставляемой услуге.
В соответствии с п. 24 Правил оказания услуг общественного питания, наряду с оказанием услуг общественного питания, исполнитель вправе предложить и другие возмездные услуги.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату.
Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Однако, потребитель не отрицал, что в фойе ресторана и бланке меню имелась информация о предоставлении музыкального сопровождения за дополнительную плату с 20 час. 30 мин. в конкретные дни недели, на которую он не обратил внимания при входе в развлекательное заведение.
В данном случае важно, как была преподнесена информация для посетителей. Информация должна быть доведена до сведения потребителей в наглядной и доступной форме.
В случае, если необходимая информация о возмездной услуге отсутствовала, либо предоставлена не должным образом, потребитель вправе предъявить требования руководству заведения.