"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О досудебном порядке обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц при осуществлении контроля (надзора)


27.12.2023

Досудебное обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц  предусмотрено главой IX Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:

1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в дистанционном формате посредством сервиса «Жалоба на решение контрольных органов» федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (https://knd.gosuslugi.ru).

Вышеуказанный сервис позволяет подать жалобу в контрольный (надзорный) орган в электронном виде, отслеживать все этапы ее рассмотрения без личного посещения ведомства.

Срок подачи жалобы составляет 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Исключением является срок подачи жалобы на предписание контрольного (надзорного) органа, который составляет 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» определено, что до 2030 года жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, или простой электронной подписью физического лица, в том числе действующего от имени юридического лица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)») или являющегося индивидуальным предпринимателем.

Установлено, что до 2030 года при обжаловании предписаний, выданных в рамках проведения профилактических визитов, не предусматривающих возможность отказа от их проведения, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, специальных режимов государственного контроля (надзора), при указании в жалобе учетного номера такого профилактического мероприятия или номера предписания, выданного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом или проведения специального режима государственного контроля (надзора), присвоенного с использованием единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, информация, предусмотренная пунктом 6 части 1 статьи 41 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не указывается контролируемым лицом в жалобе.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает решение, которое размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

Дополнительно через государственную информационную систему «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (ГИС ТОР КНД) контролируемое лицо может обратиться с:

  • ходатайством о продлении срока исполнения предписания – срок рассмотрения органом 10 дней;

  • заявлением об изменении категории риска осуществляемой деятельности – срок рассмотрения 5 рабочих дней;

  • обращением по вопросу осуществления консультирования и проведения профилактического визита – 10 рабочих дней.


Вернуться в раздел